Царица всех наук в России))
Расчетная астрология на Руси в XV в.
Вера у славян в добрые и злые дни, другие благоприятные и неблагоприятные периоды жизнедеятельности на каком-то этапе "обогатилась" астрологическим понятием хронократора, т.е. светила-покровителя, который "управлял" каждым часом суток.
Судя по источнику XV в., среди польских гадателей были "часогусляжи", т.е. гадатели "по часам", которые определяли, какие дни и часы будут добрые, а какие - злые для различных целей: заключения торговых сделок и браков, собирания трав, отправления в путь или возвращения и пр.
Данные о наличии у русских подобных гадателей "по часам" отсутствуют. Может быть, поэтому оставались неизученными древнерусские источники XV в., которые представляют собой своеобразные пособия для определения добрых, злых и средних часов, основывающиеся на астрологическом учении о хронократорах. Таковым является статья "Часы на седмь дни: добры и средни и злы" в полууставном сборнике XV в. из библиотеки Кирилло-Белозерского монастыря (ГПБ, Кир.-Бел. собр., № 22/1099). Сборник, в котором находится статья, переписан известным древнерусским книжником Ефросином, относится к периоду 1450-1470 годов . Ефросин был математически грамотным человеком, о чем говорит вышедшая из под его пера обработка "семитысячников", требовавших знаний в области календаря и развитой вычислительной культуры .
Впервые рассматриваемя статья была опубликована Н.С.Тихонравовым , его публикация воспроизведена (с раскрытием титл) Цв. Кристановым и Ив. Дуйчевым . Ни Н.С.Тихонравов, ни болгарские авторы не касались существа памятника, если не считать косвенной оценки.
Астрология под покровом "математики” в XV-XVII вв.
В "Шестодневе" Иоанна экзарха Болгарского произведении второй половины IX - первой трети Х вв. встречается слово "математики" (множ. число от "математик") в смысле, отличном от современного. Оно употребляется в качестве названия людей, которые занимаются вопросами влияния планет на жизнь человека. Иоанн экзарх Болгарский считал это учение ложным: "О них же всех погонити и поведовати иже суть изволиле завомии математици, бляди (лжи - Р.С.) тех и потрания, а не на успех суща учения" (5, л. 118 об.). Как упоминалось выше, древнейший список этого "Шестоднева" (сербской редакции) относится к 1263 г. и хранится в ГИМе. Русские переводы "Шестоднева" Иоанна экзарха Болгарского известны от ХV в., древнейший - 1414 г. хранится в ГИМЕ. Следовательно, через перевод "Шестоднева" математики представали перед русскими людьми XV в. в качестве астрологов, которые делали ложные выводы на базе наблюдения небесных объектов.
Ну, а как в действительности понимали цитируемый текст читатели XV в.? Все ли в нем было ясно? Можно сказать с уверенностью, неясно было в первую очередь само слово "математики". Об этом свидетельствует то, что даже переводчики или переписчики его не всегда правильно воспринимали как отдельное слово, так как разделяли точкой на две части: "мати. матици” (6, л. 112).
Вторым произведением, в котором русские встречались в XV в. с понятием "математика", было одно из посланий Псевдо-Дионисия Ареопагита.
Использованная литература:))
рукописи
1. Зерцало всей вселенной. Рукопись кон. XVII в. Гос. Публ. библиотека им. М.Е.Салтыкова-Щедрина (г. Ленинград) ГПБ, Q.XVII.6.
2. Космография. Рукопись 20-30-х гг. XVIII в. ГПБ, ОЛДП. Q.751. Наука Мидическая от математики (л. 75-75 об.).
3. Лечебник. Рукопись 1-й трети XVIII в. Государственный исторический музей (ГИМ). Собрание П.И.Щукина, № 295. Еще же наука от отематико (л. 2 об.-3 об.).
4. Острология солнечному, лунному и звездному течению. Рукопись 70 80-х гг. XVII в. ГПБ, Q.XVII.117. Наука медическая от математи (л. 131 132 06.).
5. Сборник. Рукопись 90-х гг. XVII в. Научная библиотека им. А.М.Горького МГУ. 4Се69.
6. Старинная арифметика, астрономия и астрология. Рукопись кон. XVII - нач. XVIII вв. ГБЛ, Фонд 256, № 12. Наука медическа от метематики (л. 165-166 об.).
Адамантов Д. Краткая история развития математических наук с древнейших времен и история первоначального их развития в России. Киев, 1904.
Астрология на Руси: византийские заимствования и влияния // XVIII Международный конгресс византинистов: Резюме сообщений. М., 1991. Т. II. С. 1066 1067.
Астрология в осмыслении отечественной истории // Урания. 1992. № 5-6. С. 52-59. (Совместно с В.И. Плужниковым).
Астрология эпохи реформ // Наука и религия. 1993. № 10. С. 50-51
Астрологические предсказания, составленные на день рождения Петра I (1672) // Международные идейно-философские связи Руси (ХІ-ХVII вв.) / Ин-т философии АН СССР. М., 1991. С. 167-195. (Совместно с В.И. Плужниковым).
Бодянский О.М. Шестоднев, составленный Иоанном экзерхом Болгарским. По харатейному списку МОСКОВСКОЙ синодальной библиотеки 1263 г., слово в слово и буква в букву // Чтения имп. Общества истории и древностей РОССИЙСКИХ, Кн. III. М., 1879.
"Брюсов календарь" сегодня // РКЗД. 1991. № 7. С. 58-60; № 8. С. 46-48; № 9. С. 62-64; № 10. С. 60-62; № 11. С. 41-44; № 12. С. 59-61; 1992. № 1. С. 55-58; № 2. С. 61-64.
Гаврюшин Н.К. Космологический трактат XV века как памятник древне-русского естествознания // Памятники науки и техники. 1981. M., 1981. 4. Естественнонаучные представления Древней Руси / Отв. ред. Р.А.Симонов. М., 1988.
Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения: Избр. работы. М., 1986.
Гурев Г.А. История одного заблуждения. Астрология перед судом науки.Л., 1970.
Иванов Вяч. Вас., Шрейдер Ю.А. Сознание и культура. Программа исследования и возможные подходы // Вестник Академии наук СССР, 1987, № 9. 10.
Кирик Новгородец. Учение им же ведати человеку числа всех лет // Историко-математические исследования. Вып. VI. M., 1953.
Климишин И.А. Календарь и хронология. 2-е изд. М., 1985.
Коган М.Д., Понырко Н.В., Рождественская М.В. Описание сборников XV в. книгописца Ефросина // ТОДРЛ. Т. 35. Л., 1980.
Кристанов Цв., Дуйчев Ив. Естествознанието в средневоковна България.София, 1954.
Изборник Святослава 1073 г. Кн. I: Факсимильное изд. М., 1983. 6. Керенский Ф.П. Древнерусские отреченные верования и календарь Брюса.
Журнал Министерства народного просвещения, № 3-5. М., 1874. 7. Кирик Новгородец. Учение им же ведати человеку числа всех лет // Историко-математ. исслед. Вып. VI. М., 1953.
"Злые" дни славянского календаря // Российский календарь знаменательных дат (РКЗД). 1991. № 4. С. 46-47.
Кирилл Белозерский // Русский биографический словарь. Ибак-Ключарев. СПб., 1897.
Керенский Ф.П. Древнерусские отреченные верования и календарь Брюса // Журнал Министерства народного просвещения (ЖМНП). СПб. часть 172, 1874, № 3-5.
Ковтун Л.С. Планида-фортуна счастливое колесо /к истории русской идиоматики/ // ТОДРЛ, т. 24. Л., 1969. 29
Кононов Н.Н. Из области астрологии. Обзор статей: Планетика, Звездочтеца, Колядника, Громника, Лунника, Трепетника, Тайная Тайных, лечебника и пр. рук. XVIII в. А.Г.Первухина // Древности. Труды славянской комиссии имп. Моск. археолог. об-ва. Т. 4. Вып. I. М., 1907.
Кристанов Цв., Дуйчев Ив. Естествознанието в средновековна България. София, 1954.
Кузаков В.К. Астрология сквозь призму истории астрономии // Естественнонаучные представления Древней Руси. М., 1988.
Кузаков В.К. Очерки развития естественнонаучных и технических пред ставлений на Руси в Х-ХVII вв. М.: Наука, 1976.
Кукаркин Б.В. Некоторые методологические вопросы истории астрономии // ИАИ, вып. VII. M., 1961.
Кукаркин Б.В. Первые шаги в истории астрономии // ИАИ, выпуск IX.М., 1966.
Лавровский Л.Я. Послание митрополита Климента Смолятича Фоме, пресвитеру Смоленскому, как историко-литературный памятник ХII века.Смоленск, 1894.
Леманн А. Иллюстрированная история суеверий и волшебства от древности до наших дней. М., 1901.
Лихачев Д.С. О филологии. М., 1989.
Медынцева А.А. Эпиграфические находки из Старой Рязани // Древности славян и Руси. М., 1988.
Мильков В.В. Мировоззренческие проблемы раннесредневековых ересей Руси (XI-XIV вв.). Автореф. дисс. на уч. степень канд. философск. наук. М., 1981
Мурьянов М.Ф. О космологии Кирика Новгородца // Вопросы истории астрономии: Сб. 3. М., 1974.
"Наука мидическая от математики" - трактат по врачебной астрологии в русском переводе XVII в. // Букинистическая торговля и история книги. М., 1990. Вып. 1. С. 29-47.
Нейгебауэр О. Точные науки в древности / Под ред. и с предисл. А.П.Юшкевича. М., 1968.
Никольский Н./К./ О литературных трудах митрополита Климента Смолятича, писателя ХII века. СПб., 1892.
Объяснения оригинальной трактовки "качеств" хронократоров в древне русском астрологическом тексте XV в. // Герменевтика древнерусской литературы Х-ХVI вв. / Ин-т мировой литературы РАН. М., 1992. Сб. 3. С. 327-343.
Пашков А.М., Симонов Р.А. Кирик Новгородец в письмах Н.В. Степанова А.А.Шахматову//Историко-астрономические исследования, вып. XIX. M.,1987
Полосин Н.И. О челобитных Пересветова // Ученые записки МГПИ им В.И.Ленина, т. XXXV, вып. II. М., 1946.
Послание Климента Смолятича / Подготовка текста, перевод и комментарии В.В.Колесова // Памятники литературы Древней Руси: ХII век. М., 1980.
Прохоров Г.М. Книги Кирилла Белозерского // Труды Отд. древнерусск лит. Ин-та русск. лит. АН СССР. Т. 36. Л., 1981.
Пустернаков В.Ф. Проблема познания в философской мысли Киевской Руси // Становление философской мысли в Киевской Руси. М., 1984.
Пыпин А.Н. Для объяснения статей о ложных книгах // Летопись занятий археографической комиссии. 1861 год, вып. 1-й, СПб., 1862.
Рыбаков Б.А. Первые века русской истории. М., 1964. 26. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1987.
Се иесть въпрошание Кюриково // Русская историч. биб-ка. Т. 6. СПб., 1880 28. Симонов Р.А. Кирик Новгородец - ученый XII века. М., 1980.
Симонов Р.А. Календарно-астрономические таблицы Норовской псалтыри // Язык и письменность среднеболгарского периода. М., 1982.
Соловьев С.М. Сочинения. Книга I. М., 1988.
Сперанский М.Н. "Злые дни" в приписках Ассеманова евангелия ( Македонски преглед. София, 1932, кн. I.
Паннекук А. Астрология и ее влияние на развитие астрономии // Миро ведение, 1933, № 1.
Пекарский П./П./ Наука и литература при Петре Великом. Т.1. СПб.,1862.
Пересветов И.С. и гороскоп Ивана Грозного // Чтения, посвященные памяти А.Л. Станиславского: Тезисы докладов /МГИАИ. М., 1991. С. 227-228. 11. Петр I и астрология // Техника молодежи. 1991. № 6. С. 42-45. (Совместно с В.И. Плужниковым).
Перетц В.Н. Материалы к истории апокрифа и легенды. К истории лунника // Известия Отделения русского языка и словесности Академии наук.СПб., 1901. Кн. 1.
Покровский А./А./ Календари в России. Приложение к кн.: Библиотека Московской Синодальной типографии. Часть первая рукописи. Выпуск пятый: Календари и святцы. М., 1911.
Проблемы гелиобиологии (Методическая разработка для слушателей ФПК преподавателей) / Новосибирский Гос. медицинский институт. Новосибирск, 1977.
Перетц В.Н. Материалы к истории апокрифа и легенды. СПб., 1899. Т. 1: К истории Громника; СПб., 1901. Т. 2: К истории Лунника.
Письмо С.Н.Глинки к редактору "Русского вестника" // Русский вестник,
Плужников В.И., Симонов Р.А. Гороскоп Петра I // Труды Отдела древ нерусской литературы Института русской литературы АН СССР (ТОДРЛ).Л., 1990. T. 43.
Полевой Н./А./ Астрологические предвещания при рождении Петра Великого // Русский вестник, 1842, № 2.
Пыпин А.Н. Бронтология и астрологические предвещания // Древности. Археологический вестник, т. 1, май-июнь, М., 1867.
Рабинович И.М. Рижский врач-астролог Захарий Стопий из Вроцлава // Из истории медицины. V. Рига, 1963.
Рабинович И.М. О ятроматематиках // Историко-математические исследования (ИМИ), вып. 19. М., 1974. 9 29. Райков Б.Е. Очерки по истории гелиоцентрического мировоззрения в России. М.; Л., 1937; 2-е изд. 1947.
Робинсон А.Н. Симеон Полоцкий - астролог // Проблемы изучения культурного наследия. М., 1985.
Святский Д./О./Отец русской астрономии. Памяти Я.В.Брюса // Природа и люди, 1915, № 27.
Святский Д.О. Астрономическая книга "Шестокрыл" на Руси ХV в. // Мироведение, т. 16, № 2, май, 1927.
Святский Д.О. Сказание о Чигирь-звезде и телескопические наблюдения Галилея // Мироведение, № 1, 1928.
Святский Д.О. Астролог Николай Любчанин и альманахи на Руси XVI в. // Известия Научного института им. П.Ф.Лесгафта, т. XV, вып. 1-2. Л., 1929.
Святский Д.О. Очерки истории астрономии в Древней Руси. Часть I/ ИАИ, вып VII, 1961; Часть II // ИАИ, вып. VIII, 1962; Часть III // ИАИ, вып. IX, 1966.
Симонов Р.А. О чем судили и ведали люди, "зовомии матиматици"//Русская речь, 1983, № 3.
Симонов Р.А. Российские придворные "математики" XVI-XVII веков // Вопросы истории, 1986, № 1.
Симонов Р.А. Древнерусский источник о применении "косого" (переменного) часа на Руси // Теория и методы источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин. М., 1985.
Симонов Р.А. Российские придворные "математики" XVI-XVII веков //Вопросы истории, 1986, № 1.
Симонов Р.А. "Месячные числа" // Естественнонаучные представления Древней Руси. М., 1988.
Соболевский А.И. Переводная литература Московской Руси ХIV-ХVII вв.СПб., 1903.
Тихомиров М.Н. Исторические связи России со славянскими странами и Византией. М.: Наука, 1969.
Тихонравов Н.С. Памятники отреченной русской литературы. Т.II.М., 1863.
Турилов Л.А. О датировке и месте создания календарно-математических текстов "семитысячников" // Естественнонаучные представления Древ ней Руси. М., 1988.
Хромов О.Р. "Звездотечное небесное движение, двенадцать месяцев и беги небесные" // Русская речь, 1987, № 4.
Хромов О.Р. Астрономия и астрология в Древней Руси. Материалы к библиографии // Естественнонаучные представления в Древней Руси. М., 1988.
Чернецов А.В. Древнерусские знаки небесных светил // Краткие сообщения Института археологии АН СССР. Вып.187. М., 1985.
Чижевский Дм. Новідосліди над исторiею астрологіі (1913-1928) // Етнографічний вісник. Киев, 1929, кн. 8.
Шангин М.А. О роли греческих астрологических рукописей в истории знаний // Известия Академии наук СССР. VII серия, 1930, № 5.
Astrology in medieval Russia // Russian astrology today: Collected articles. M.: ARC, 1993. P. 20-30.
Bouche-Leclerq A. L'astrologie grecque. Paris, 1899.
Комментариев нет:
Отправить комментарий